Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

когнитивная психология

Энциклопедический словарь

Когнити́вная психоло́гия (лат. cognitio - знание, познание), направление в психологии, возникшее в США в конце 50-х - начале 60-х гг. XX в. в противовес бихевиоризму. Подготовлено работами К. Левина и Э. Ч. Толмена, основные принципы сформулированы У. Найссером (U. Neisser). Согласно когнитивной теории личности Дж. Келли (J. Kelly), каждый человек воспринимает внешний мир, других людей и себя сквозь призму созданной им познавательной системы - «персональных конструктов». Важную роль играет введённое Л. Фестингером (L. Festinger) понятие «когнитивный диссонанс» - расхождение имеющегося у субъекта опыта с восприятием актуальной ситуации. Систематические исследования в области экспериментальной психологии познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и т. д.

* * *

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - КОГНИТИ́ВНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ (лат. cognitio - знание, познание), направление в психологии, возникшее в США в конце 1950-х - начале 19 60-х гг. в противовес бихевиоризму (см. БИХЕВИОРИЗМ). Подготовлено работами К. Левина (см. ЛЕВИН Курт) и Э. Ч. Толмена (см. ТОЛМЕН Эдуард Чейс), основные принципы сформулированы У. Найссером. Согласно когнитивной теории личности Дж. Келли, каждый человек воспринимает внешний мир, других людей и себя сквозь призму созданной им познавательной системы - «персональных конструктов». Важную роль играет введенное Л. Фестингером понятие «когнитивный диссонанс» - расхождение имеющегося у субъекта опыта с восприятием актуальной ситуации. Систематические исследования в области экспериментальной психологии познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и т. д.

Большой энциклопедический словарь

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (лат. cognitio - знание - познание), направление в психологии, возникшее в США в кон. 50-х - нач. 60-х гг. 20 в. в противовес бихевиоризму. Подготовлено работами К. Левина и Э. Ч. Толмена, основные принципы сформулированы У. Найссером. Согласно когнитивной теории личности Дж. Келли, каждый человек воспринимает внешний мир, других людей и себя сквозь призму созданной им познавательной системы - "персональных конструктов". Важную роль играет введенное Л. Фестингером понятие "когнитивный диссонанс" - расхождение имеющегося у субъекта опыта с восприятием актуальной ситуации. Систематические исследования в области экспериментальной психологии познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и т. д.

Словарь народов и культуры

Когнитивная психология

(cognitive psychology), направление психологии, занимающееся изучением высших умственных способностей: восприятия, памяти, языка и мышления. Когнитивные психологи исследуют проблемы восприятия людьми информации через органы чувств (особенно при чтении и разговоре), накопления ее в памяти и использования в процессе мышления и рассуждения. Наряду с социальной психологией К.п. - важнейшее направление развития психологии после 2-й мировой войны. Ее интерес к внутр. духовной жизни и развитию личности контрастирует со слабостью в этих вопросах бихевиоризма. Детская психология и когнитивное развитие являются предметами особого интереса К.п. Именно в этих областях когнитивные психологи изучают внимание как исполнительного контролера умственной деят-ти. Для изучения процессов мышления К.п. получила важное подспорье в виде компьютера; язык компьютерного программирования, ввод, сохранение, поиск и обработка информации стали использоваться для рассмотрения мозга как машины по обработке информации. К.п. включает искусственный интеллект и науки, изучающие мозг, в первую очередь нейропсихологию. При мозговых травмах утрата или нарушения когнитивных процессов, напр., неспособность нормально читать или говорить (дислексия, афазия), а также нарушение памяти могут проявляться в таких специфических формах, как потеря памяти на лица или неспособность назвать знакомые предметы. К.п. исходит из того, что мозг построен по принципу способностей, или модулей, для опред. функций, причем особая область мозга отвечает за такие конкретные зачачи, как узнавание лиц, способность называть предметы, произношение слов и понимание языка. В последнее время нек-рые ученые отказываются от рассмотрения мозга как машины, компьютера, т.к. в основе его функционирования лежат др. принципы исчисления.

Методические термины

КОГНИТИ́ВНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ.

Направление в психологии, возникшее в США в конце 50-х - начале 60-х гг. в противовес бихевиоризму. Представителями этого направления проводились исследования в области экспериментальной психологии познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и др. Одна из центральных проблем К. п. - вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов в процессе запоминания и мышления, а также исследование индивидуальных различий личностей (М.

Айзенк, Дж. Келли). Современная К. п. состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития мышления и принятия решений, естественный интеллект и отчасти искусственный интеллект. Данные К. п. были использованы методистами (в первую очередь американскими) для определения стратегий овладения языком и понимания индивидуальных особенностей учащихся. В частности, были выделены следующие параметры, определяющие различия между учащимися: общие интеллектуальные способности (унаследованные и приобретенные); первичные интеллектуальные способности (скорость восприятия, способности к словесному выражению, скорость и глубина интерпретации, пространственное мышление, память); когнитивные типы учащихся; когнитивные предпочтения при сборе информации (зрительной, слуховой, сенсомоторной); когнитивные стили при организации информации (последовательный, выборочный и др.); сенсорные предпочтения (типы памяти); доминантность полушарий головного мозга (левополушарный - склонность к анализу, правополушарный - склонность к синтезу); чувствительность к окружающей среде (шуму, свету, температуре) и некоторые другие. Наиболее существенным для преподавания иностранных языков считается выделение двух когнитивных типов: контекстно-независимые учащиеся (легко анализируют материал и усваивают его с помощью таблиц, списков слов) и контекстно-зависимые учащиеся (лучше усваивают материал в контексте, любят догадываться о значении слов с помощью средств наглядности). С позиции К. п. эффективность обучения во многом зависит от внутренней мотивации, интереса учащегося к изучаемому предмету.

Полезные сервисы